Первый абзац текста должен быть как Брэд Питт. Коротко о том, как написать лид


«Самое сложное — начать статью». Так говорят журналисты, писатели, копирайтеры и маркетологи. Но у нас хорошая новость: есть правила, которые подсказывают, как написать лид, чтобы удержать внимание пользователя, а начало уже со старта было легким. Поговорим о первом абзаце, который способен повысить читаемость текста любого формата.
Что еще узнаете из статьи:
- что такое лид;
- виды лидов;
- правило 5 секунд;
- размер лида и правило хорошего лида;
- четыре примера.
Читайте также: Неочевидные инструменты для выхода на иностранные рынки
Что такое лид
Лид — это начало текста. Абзац под заголовком, который нацелен заинтересовать и побудить пользователя читать дальше. Появился термин в русском языке как производная от английского lead — приводить, направлять. Еще одно название первого абзаца в тексте — подводка. Его роль — подвести читателя к тексту и заставить продвинуться дальше заголовка. В идеале — изучить до конца.
В информационном контенте (новость, заметка, интервью, отчет, репортаж) вся суть изложена в первых предложениях. Структура текста создается по принципу перевернутой пирамиды: сначала важные факты, затем — менее интересные детали. Новости пишут кратко и умещают основную информацию в 35–40 слов. Поэтому читатель сразу находит ответы на вопросы: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?» и «зачем?».
Виды лидов
Выделяют два способа подачи информации в лиде: «жесткий» и «мягкий». Запомните их как «кнут» и «пряник».
В учебниках по журналистике есть рекомендации о том, как писать «жесткий» вариант.
- Лид «одного элемента» помогает подчеркнуть значимость имени, времени, места, итога.
- Лид-обобщение составляют, когда есть несколько одинаковых по значимости элементов. Например, персона и действие.
- Лид-«вешалка» напоминает тремпель, на котором навешано все: от брюк до пальто и шарфа. Он исчерпывает новостной материал, поскольку автор «навешивает» на первый абзац ответы на все вопросы, о которых мы говорили выше.
- Лид-немедленная идентификация начинается с ответа на вопрос «кто?».
- Лид-затянутая идентификация используют, если героя материала не знали до происшествия. В лиде подается часть информации о персоне, а вторая часть раскрывается дальше в материале.
- Лид-«одиночный выстрел» применяют, когда суть материала можно выразить очень сжато (например, «Переговоры состоятся — это решено»).
- Лид-комментарий внедряют, чтобы дать оценку от первого лица и/или ответить одной фразой на совмещенные вопросы: «кто + почему?», «что + почему?», «что + как?».
- Игровой лид строят по принципу каламбура, анекдота. Пример лид-абзаца: «Жена создателя передачи «Алло! Алло!» угрожает сказать ему: «Пока! Пока!».
- Лид-рассказ подают, когда происшествие можно показать через краткую хронологию событий.
С «кнутом» закончили, теперь переходим к «прянику».
«Мягкие» лиды пишут, когда есть время подразнить, заинтриговать или подготовить восприятие читателя к новой информации.
- Лид-контраст предполагает противопоставление вчера и сегодня, старого и нового, доброго и злого.
- Лид-«стаккато», как и отрывистая музыка, предполагает, что информация будет подана с элементами недосказанности (нарезками, намеками).
- Адресованный лид предполагает прямое обращение к читателю.
- Лид-вопрос может быть сформулирован открыто или приглушенно (с вопросительным знаком или без).
Пять секунд, чтобы убедить
Пять секунд — именно столько времени нужно читателю, чтобы оценить пользу от статьи. Если читателю не понравился заголовок, он уже не прочитает первый абзац. Если не понравился лид — посетитель не прочтет статью. За пять секунд человек должен понять тематику статьи, какие вопросы в ней затронуты и как текст может ему помочь.
Согласно статистике, 48% пользователей переходят на другие площадки из соцсетей. Что нужно, чтобы подписчик кликнул на ссылку в посте: цепляющий заголовок и краткий, информативный лид-абзац. Так вы приведете новых читателей в свой блог, которые могут стать постоянными, если качественной будет не только подводка.
Размер и правила хорошего лида
Идеальный размер лид-абзаца — 2–5 коротких предложений. Без вставных слов и пространственных размышлений.
Не знаете, как написать лид? Напишите о болях читателя и предложите решение. Зацепите фактом или тезисом, и переходите к основной структуре текста. Стилистика и формат зависят от подачи статьи. Подробнее об этом в следующем разделе.
Лайфхак от команды: напишите статью, и только потом составляйте первый абзац. Перечитайте текст, уберите шероховатости и составьте выжимку полезных фактов.
Три правила, как составить хороший лид
- Ответьте на вопрос «Зачем?»
Пишите о том, что интересно пользователю. Объясните, зачем ему читать статью. Уже после прочтения первого абзаца человек понимает, какой профит он получит.
- Привлекайте внимание
Факты, цитаты, исследования, цифры из практики, статистика из авторитетных источников — все это может быть «крючком» внимания в вашей статье.
- Продолжайте тему заголовка
Хороший лид раскрывает заголовок и показывает, что будет в статье. Часто авторы затягивают первую часть и дают информацию, которая не отвечает на вопрос пользователя, не соответствует тому, что указано в заголовке. Если человек выбирает велосипед, не пишите о создании колеса.
Три ошибки в подводке, которые отпугивают читателей
- Философские вопросы в начале материала показывают читателю, что вы не эксперт в теме и дальше его ждут ваши раздумья на тему «а если бы». Человек не хочет тратить свое время зря и уходит туда, где есть конкретика.
- Термины из Википедии выглядят скучно и мудрено. Опишите понятие простыми словами или сделайте выноску на полях.
- Некорректные обобщения вызывают желание поспорить. Если ураган пронесся по австралийскому штату Квинсленд, не пишите в заголовке, что люди всей планеты в опасности. Не все любят лето, не все покупают спортивные авто и не все ездят отдыхать в Турцию.
Читайте также: Люди и организации, повлиявшие на развитие локализации по версии ChatGPT
Пример лид абзаца, который цепляет
Лид в этом тексте показывает проблематику читателя и решение, которое предлагает автор. Заинтересовывает инструментами, которые конкурируют по эффективности с лендингами и предлагает узнать, сколько еще протянут посадочные страницы.
Пример лид-абзаца, который интригует
Это представитель лида-рассказа перед чек-листом. Он останавливает читателя и делает подводку к вступительной части, в которой мы узнаем, как создавали заголовки раньше. Формат истории интригует и заставляет дочитать до конца. Также в первом абзаце автор использует прием контраста: «что было» плавно переходит в «что стало».
Пример лид-абзаца, который намекает
Короткий лид на 20 слов, который показывает, что будет дальше, и немного интригует.
Пример лид абзаца, который демонстрирует пользу
Читатель, который кликнул на заголовок «Собираем контакты из инстаграма и настраиваем рекламу в фейсбуке», сразу увидит пользу от сервиса, и, как бонус, варианты использования собранной информации.
Немного практики вместо вывода
Перед тем, как написать лид, представьте человека, который будет его читать. Попробуйте заинтересовать конкретно его, а не воображаемую толпу клиентов.
- Напишите факт, который его зацепит.
- Расскажите, каким крутым он станет спустя 2, 5, 10 минут чтения.
- Если это новость, покажите, что в ней актуальная и уникальная информация, о которой большинство еще не знает.
- Не пишите риторические вопросы, штампы, клише. Они показывают, что впереди еще одна статья ни о чем.
- Пишите просто, без длинных закрученных фраз и заумных формулировок со специфической терминологией. Не путайте читателя.
- Давайте выжимку из полезного. Чем меньше в лиде будет воды, тем он будет «сытнее».
Читайте также: Примеры рекламных текстов, которые вдохновляют
Читайте также
Если вы не нашли то, что искали, не уходите
Просто нажмите на кнопку ниже, и мы свяжемся с вами, чтобы проконсультировать по всем услугам компании.